Из Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию РМ (27 января 2015 г.)

27 января 2015 г. Глава Республики Мордовия Владимир Дмитриевич Волков обратился с ежегодным Посланием к Государственному Собранию. Руководитель региона выступил перед депутатами законодательного органа республики с подведением социально-экономических итогов за минувший год и озвучил основные задачи на предстоящий период.

Значительная часть Послания была адресована Мордовскому государственному университету:

«При всех сложностях в межгосударственных отношениях нам необходимо поддерживать и развивать взаимодействие с представителями других стран мира. Принять дополнительные меры для развития деловых контактов с фирмами и регионами Китая, Бразилии, Турции, Индии, Ирана, других стран, не поддерживающих введение антироссийских санкций. Активнее использовать новые возможности, открывшиеся в связи с ратификацией Договора о Евразийском экономическом союзе.

Надо развивать сотрудничество с Ассамблеей Европейских Регионов, объединяющей 250 территорий из 35 стран. За время членства в Ассамблее Мордовия приобрела авторитет открытого и надежного партнера. Именно поэтому нашей республике доверено проведение крупного международного форума – Летней академии Ассамблеи. В августе 2015 года Саранск будет площадкой для общения людей из всех уголков Европы. Проведение этого важного мероприятия поручается Правительству и Мордовскому госуниверситету.

Активнее в профориентационную работу следует включаться нашим вузам. С будущим абитуриентом вступать в контакт нужно еще со школьной скамьи, а не в момент подачи документов. Самое пристальное внимание следует обратить на отбор для поступления в вузы на технические специальности выпускников, имеющих высокий уровень баллов по ЕГЭ, потому что технологический рывок не могут обеспечить кадры, набравшие низкие баллы на ЕГЭ по математике или физике! Бюджет не должен тратить огромные средства впустую. Здесь главным должен быть принцип: «Готовить только тех, кто будет востребован на современном рынке труда!».

И начинать в этом вопросе мы будем с себя! В этом году сохранится количество студентов, которые учатся в вузах за счет средств республиканского бюджета. Но половина квотированных мест на гуманитарных специальностях будет переведена на технические направления подготовки, такие, например, как факультет электроники и автоматики, светотехнический, строительный, Институт физики и химии, факультет математики и информационных технологий, аграрный институт и другие.

Нашему госуниверситету необходимо расширять применение практико-ориентированного подхода к процессу обучения. Совершенствовать систему базовых кафедр и совместных лабораторий, создаваемых вузом и функционирующих на базе научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. Надо активизировать работу кафедры полупроводниковых материалов и приборов на базе завода «Электровыпрямитель»; кафедры источников света на базе Института имени Лодыгина в Технопарке, кафедры технологии машиностроения на базе «Рузхиммаша» и других. С учетом того, что скоро на полную мощность заработает Центр проектирования инноваций, ректору МГУ им. Н.П.Огарева С.М. Вдовину следует изучить возможность создания в Технопарке кафедры систем автоматизированного проектирования.

В прошлом Послании ставилась задача привлечения студентов, начиная с третьего курса, к работе на предприятиях параллельно с процессом обучения. Этот подход следует продолжать. Здесь недостаточно только того, чтобы студенты проходили курсовые, дипломные практики на производстве, важны прямые контакты со специалистами, будущими работодателями и будущей работой. Только при таком формате взаимодействия к моменту окончания вуза его выпускники будут готовы реально включиться в производственный процесс.

Принципиально важно повышать степень участия студентов в работе малых инновационных предприятий при вузах. Их количество в каждом учебном заведении должно соответствовать охвату численности обучаемых. На основе взаимодействия вузов с работодателями должна сформироваться гибкая система целевой подготовки и материальной поддержки специалиста, формирующая интерес в начале его профессиональной карьеры.

Эффективность практической подготовки студентов должна быть усилена специализированной теоретической базой в технологической (инженерной) магистратуре. Ее открытие и дальнейшее становление – одна из приоритетных задач университета.

Еще одним драйвером развития для Мордовского госуниверситета должно стать дальнейшее укрепление научных связей с нашими давними партнерами, участниками проекта «Повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов».

Важнейший вопрос: кто будет учить наших будущих инноваторов. Преподаватели должны обладать современными знаниями, сами понимать весь технологический процесс – и не на основе опыта 10-, 20-летней давности, а именно так, как сегодня организована работа на передовых предприятиях в различных отраслях. Также к преподаванию в вузах надо активнее привлекать практиков – профессионалов с наших заводов и предприятий, наших строителей. Такой подход характерен практически для всех ведущих мировых вузов.

Перед коллективом университета, который, давайте не будем забывать, имеет категорию национального исследовательского, уже неоднократно ставились задачи увеличения объемов НИОКР и количества разработок, доведенных до стадии коммерциализации. Они остаются актуальными и в 2015 году. При этом ведущая роль в поиске и внедрении инновационного продукта в реальном секторе экономики должна принадлежать Центру трансфера технологий нашего университета.

С 2013 года мы отказались от проведения конкурсов госконтрактов по НИОКРам, перейдя к частичному субсидированию затрат на реально выполненные исследования с подтвержденными конкретными результатами. Следует продолжить эту практику, позволяющую ограничить участие в конкурсах «грантоедов». Софинансирование получат только те разработки, которые внедряются в производство!

Одним из значимых вопросов является создание для преподавателей нормальных условий для занятий профильной научной работой. Зачастую перегрузка учебными часами вынуждает педагогов становиться ретрансляторами, пересказывающими учебники и методички. Чтобы выполнить нормативную нагрузку и повысить собственную зарплату преподаватели порой вынуждены становиться многостаночниками, набирать большое количество разных курсов, иногда не совсем профильных, а зачастую и в других учебных заведениях. С такой порочной практикой невозможно достигнуть поставленных перед университетом целей. С этим надо покончить!

Для этого крайне важно решить приоритетную задачу, поставленную Президентом страны – обеспечить существенное увеличение заработной платы в вузах. Несмотря на то, что достигнутые показатели (средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава – почти 26 тысяч рублей в месяц) соответствуют целевым показателям федеральной «дорожной карты», это не обеспечивает привлечения лучших специалистов в сферу высшего образования и закрепление талантливой молодежи в вузе. Недопустимо, чтобы зарплата доцента в вузе составляла 12 тысяч рублей, а зарплата профессора или заведующего кафедрой была ниже средней по университету. Ректору С. М. Вдовину необходимо срочно разработать эффективную и справедливую систему оплаты труда, обеспечить реальное повышение зарплат преподавателям вуза по основному месту работы.

И еще одна важная тема. Нужны не только «технари» и инженеры, но и лидеры больших коллективов, управленческие команды, способные реализовать масштабные проекты. Для решения этой задачи в 2015 году в образовательный процесс Школы бизнеса, действующей при университете, необходимо ввести направление «Технологическое предпринимательство» для подготовки проектных команд.

Минобразования, Минпромнауки, другим отраслевым министерствам, Технопарку необходимо активнее работать с молодежью, поддержать инициативы республиканского Агентства инновационного развития по использованию системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности «Эврика». Укреплять связи республики с международной компанией «New Factory Limited», входящей в состав крупного консорциума предприятий Европейского Союза. Взять на учет и по завершении учебы обязательно трудоустроить в республике студентов Мордовского госуниверситета, проходящих сейчас в Технопарке подготовку по направлению «Программная инженерия».

Агентство инновационного развития должно начать реализацию проекта «DEMOLA» по созданию инновационного молодежного движения, который позволит шире использовать интеллектуальный потенциал молодых инноваторов. Совместно с компанией Mail.ru запустить в работу школу программистов в республике. Создать и нацелить на развитие стартапов Фонд посевных инвестиций.»

 

Источник: http://www.e-mordovia.ru/content/view/2531