Третьякова Ирина Владимировна

Доцент кафедры немецкой филологии

Доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук. Окончила филологический факультет МГУ имени Н. П. Огарева (1993). Защита диссертации состоялась в Московском педагогическом государственном университете (2005).

Преподает немецкий язык как основной и второй иностранный, историю литературы страны первого иностранного языка, стилистику на факультете иностранных языков.

Участник международных конференций и научно-методических семинаров, мастер-классов под руководством лекторов Германской службы академических обменов DAAD и института им. Гете.

Неоднократный стипендиат института им. Гете и немецкого фонда им. Роберта Боша.

Курсы повышения квалификации и языковые стажировки в Германии: 

  • „Erlebte Landeskunde und Methodik / Didaktik“, 1996, институт им. Гете, г. Геттинген
  • „Erlebte Landeskunde: Deutschland im Vergleich“, 2001, институт им. Гете, г. Берлин – г. Геттинген
  • „Deutsch in Theorie und Praxis“, 2003, институт им. Гердера, г. Лейпциг
  • „Landeskunde erleben und vermitteln: Von Sachsen nach Bayern“, 2010, институт им. Гете, г. Лейпциг – г. Мюнхен

Участие в реализации международных проектов:

Выступала руководителем проекта повышения квалификации преподавателей и учителей немецкого языка в рамках трехстороннего договора о сотрудничестве МГУ им. Н. П. Огарева, университета г. Кассель (ФРГ) и института им. Гете (г. Мюнхен)  “Fremdsprachlicher  Deutschunterricht in Theorie und Praxis”.

Член Мордовского республиканского общества немецкого языка и культуры, Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка и международной ассоциации преподавателей немецкого языка.

Награды: награждена почетной грамотой МГУ им. Н. П. Огарева, грамотами Управления образования Администрации городского округа Саранск, благодарственным письмом министра образования Республики Мордовия (2017).

Публикации:  имеет более 60 научных и учебно-методических работ, учебных пособий.

Область научных интересов: межкультурная коммуникация, лингводидактика, стилистика, интерпретация иноязычного художественного текста.

Научные публикации:

  1. Третьякова И.В., Маскинскова И.А.,  Денисова Г.И. Практика применения видеоподкастов  в обучении немецкому языку в языковом вузе  / И. В. Третьякова,  И. А. Маскинскова,  Г. И. Денисова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 8 (50): в 3 ч. Ч. II. – Тамбов: Грамота, 2015. – С. 186-188. http://www.gramota.net/materials/2/2015/8-2/51.html
  2. Третьякова И.В., Чубарова Ю.Е. Юридический текст и его языковая специфика / И.В. Третьякова, Ю.Е. Чубарова // Перевод в меняющемся мире: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Саранск 19-20 марта 2015 г. / редкол.: Буренина Н. В. [и др.]. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. – С. 491-495. https://elibrary.ru/item.asp?id=24771062
  3. Третьякова И.В., Архипова В.В. Лингводидактический потенциал иноязычного газетно-публицистического текста / И.В. Третьякова, В.В. Архипова // Инновационная наука. – Уфа: Аэтерна, 2016. – № 2-4 (14). – С. 142-146.  https://elibrary.ru/item.asp?id=28144306
  4. Третьякова И.В. Немецкая баллада: особенности композиции и стиля (на материале баллады Т. Фонтане “John Maynard”) / И.В. Третьякова // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: сборник научных трудов / Отв. ред. д.п.н. Н.М. Мекеко. – М.: РУДН, 2016. – С. 297-304. https://elibrary.ru/item.asp?id=26520175
  5. Третьякова И.В., Куликова У.С. Профессионально-ориентированное чтение как средство формирования коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза // Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничном ВУЗе. Материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017. – С. 279-284. https://elibrary.ru/item.asp?id=28404855
  6. Третьякова И.В., Акимова А.С. Языковые особенности рецензии на бакалаврскую работу (на материале немецкого языка / И.В. Третьякова, А.С. Акимова // Инновационная наука. – Уфа: Аэтерна, 2017. – № 1-2. – С. 159-163.  https://elibrary.ru/item.asp?id=27723495
  7. Третьякова И.В., Архипова В.В. Чтение газетно-публицистического текста как форма межкультурной коммуникации / И.В. Третьякова, В.В. Архипова // Инновационная наука. – Уфа: Аэтерна, 2017. – Т. 2. – №4. – С. 142-146.  https://elibrary.ru/item.asp?id=29063008
  8. Deutsch in Mordovia (Немецкий язык в Мордовии): учебно-методическое пособие / В. П. Фурманова, А. И. Сергеев, С. В. Беспалова, И. А. Маскинскова, Е. Д. Пахмутова, И. В.   Третьякова. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. – 96 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=23203452
  9. Третьякова И. В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста в обучении иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): дис. … канд. пед. наук / И. В. Третьякова. – Саранск, 2005. – 266 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=16055711
  10. Третьякова И. В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста в обучении иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук / И. В. Третьякова. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2005. – 17 с.  http://elibrary.ru/item.asp?id=15889996
  11. Третьякова И. В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста (3-4 курсы) / И. В. Третьякова //  Межкультурная коммуникация и инновации в преподавании иностранных языков в вузе: коллективная монография / Министерство образования Рос. Федерации; МГУ им. Н. П. Огарева; [авт. коллектив: В. П. Фурманова, С. Г. Грачева-Оуэн, С. В. Беспалова, и др.]; науч. ред. проф. В. П. Фурманова. – Саранск, 2005. – С. 96-106. http://elibrary.ru/item.asp?id=23226628
  12. Третьякова И. В. Современная литература Германии: учебное пособие / И. В. Третьякова. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. – 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=23194637
  13. Третьякова И. В. Лингвокультурный комментарий к художественному тексту / И. В. Третьякова // Коммуникативно-когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и вузе: Межвузовский сборник научных статей. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. – С. 419-425. http://elibrary.ru/item.asp?id=23202584
  14. Третьякова И. В. Система заданий по обучению интерпретации художественного текста на основе межкультурного подхода (немецкий язык, языковой вуз) / И. В. Третьякова // Вестник Мордовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – Саранск: Изд-во  Мордов. ун-та, 2008. – № 3. – С. 212-214. http://elibrary.ru/item.asp?id=22532286
  15. Сафонкина Р. В., Третьякова И. В. Домашнее чтение по книге Кристины Нестлингер “Die Ilse ist weg”: учебное пособие / Р. В. Сафонкина, И. В. Третьякова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=20072446
  16. Третьякова И. В., Пьянзина Р. С. Немецкий короткий рассказ как жанр малой прозы / И. В. Третьякова, Р. С. Пьянзина // Общие вопросы языкознания и литературоведения: сб. науч. ст. по материалам II Всероссийской студенческой науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы языковой динамики и лингводидактики». – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 200-204. http://elibrary.ru/item.asp?id=23470047
  17. Третьякова И. В. Художественный текст и его характеристики  / И. В. Третьякова // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 8 / редкол.: К. Б. Свойкин (отв. ред.) – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – Саранск, 2011. – С. 53-58. http://www.fld.mrsu.ru/wp-content/uploads/2010/02/issue-8.pdf
  18. Третьякова И. В. Вариабельность интерпретаций иноязычного художественного текста / И. В. Третьякова // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием. Вып. 9 / отв. ред.: К. Б. Свойкин. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – С. 71-76. http://www.fld.mrsu.ru/wp-content/uploads/2010/02/issue-9_final.pdf
  19. Маскинскова И. А., Третьякова И. В. Опыт реализации концепции lifelong-learning в профессиональной переподготовке преподавателей немецкого языка / И. А. Маскинскова, И. В. Третьякова // Болонский процесс – от знаний к действию через интерес и стремление : материалы Междунар. конф. / редкол.: С.М. Вдовин (отв.ред.)  [и др.]. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – С. 485-489. http://elibrary.ru/item.asp?id=23439516
  20. Третьякова И. В. Literatur im Fremdsprachenunterricht: interkultureller Ansatz / И. В. Третьякова //  Иностранные языки в условиях глобализации: образование, экономика, культура: сборник статей Междунар. науч. конф., 11-12 дек. 2012 г. / редкол.: И. А. Анашкина, И. В. Седина, Н. В. Захарова. – Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2013. – C. 394-402. http://www.fld.mrsu.ru/wp-content/uploads/2010/02/SBORNIK-STATEJ-ZAXAROVA-N..pdf
  21. Третьякова И. В., Стенина Ю. И. Спортивная метафора в немецкоязычном публицистическом тексте / И. В. Третьякова, Ю. И. Стенина // Вопросы филологии и переводоведения в социокультурном контексте: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – С. 51-55. http://elibrary.ru/item.asp?id=22433424
  22. Железнова Н. С., Третьякова И. В. Текст жанра «резюме» в современном немецком языке / Н. С. Железнова, И. В. Третьякова // Инновационная наука и современное общество: сб. статей Межд. науч.-практ. конф. в 2 ч. Ч. 2. – Уфа: Аэтерна, 2015. – С. 95-98. http://elibrary.ru/item.asp?id=23121384