Апробация основной профессиональной образовательной программы по УГСН «Образование и педагогические науки»

Факультет иностранных языков ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» принял участие во втором и третьем этапах апробации  основной профессиональной образовательной программы  по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования -магистратура, профиль «Педагог среднего общего образования: Инновационные технологии обучения иностранному языку») в рамках выполнения работ по Государственному контракту от «19» августа № 05.015.11.0017 по проекту «2016-01.01-05-015-Ф-130.011 Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог среднего общего образования»)».

Мероприятие проводилось в форме сетевого сотрудничества в рамках соглашений между ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова и ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»о сетевом сотрудничестве (№ 04.2-16 от «10» января 2017 г. и № 4.2-41от «24» апреля 2017 г.) и было регламентировано приказами № 46 от «20» января 2017 г. и № 329 от «24» апреля 2017 г. по ФГБОУ ВО ««Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» о проведении апробации.

Апробация проходила в рамках магистерской программы «Иностранные языки (научные основы общей и профессиональной лингводидактики)» направления 45.04.01 Филология, в ней были задействованы студенты магистратуры и преподаватели факультета иностранных языков. Для организации сетевого взаимодействия ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» заключил договор с образовательным учреждением г. Саранска: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2». Основной целью сотрудничества стало взаимодействие учреждений по проведению методической и дидактической работы студентов магистратуры, в процессе которой совершенствовались компетенции и знания, необходимые для осуществления будущих профессиональных действий.

В ходе апробации приняли участие 6 студентов магистратуры 1 курса и 4 преподавателя кафедры английской филологии: доктора и кандидаты филологических и философских наук.

Основой для апробации послужили «Модуль предметного углубления» и модуль «Иностранный язык в профессиональной деятельности», представленный ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Апробация проводилась в рамках дисциплин второго семестра (Таблица 8) первого года обучения по направлению 45.04.01 Филология, профиль: Иностранные языки (научные основы общей и профессиональной лингводидактики), актуализуемой в и ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» на основе план-графика апробации.

Объем и тематика учебной нагрузки позволяла обеспечить необходимые образовательные действия и требуемый контроль освоенности компетенций, включая итоговое методическое мероприятие, проводимое в рамках Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности  (Б2.П.1) на площадке образовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» в рамках сетевого сотрудничества.

Промежуточная аттестация было проведена в рамках зачетно-экзаменационной сессии в соответствие с графиком учебного процесса и согласована с экспертной комиссией. В состав экспертной комиссии вошли преподаватели избранных для проведения апробации дисциплин, научные руководители студентов магистратуры и представитель образовательного учреждения в лице директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Т.Т. Суренковой.

В процессе реализации апробируемых компонентов образовательной программы обучающимися выполнены методические работы разного рода, включая разработанные модули и фрагменты модулей, а также заявленные в апробируемых программах эссе. Работы были проверены преподавателями курсов и засчитаны в форме контрольных точек в рейтинг-листах обучающихся. В Приложении мы приводим часть представленных магистрантами работ.

Основным результатом итогового мероприятия студентов магистратуры в соответствии с требованиями предыдущего ФГОС ВПО и актуального ФГОС ВО, скорее всего, и следующего, является принципиальная терминологическая и параметральная соотнесённость требований ФГОС ВО и утвержденных Профессиональных Стандартов, позволяющая в полной мере и эффективно сформировать и оценить сформированность ожидаемых результатов-компетенций и, как следствие, готовность выпускников к успешным профессиональным (трудовым) действиям.

Заслушав мнения участников  апробации на методическом семинаре, было решено сформулировать обобщенное мнение в виде ряда пунктов, объединенных тематически.

Одним из общих моментов, отмеченных практически всеми участниками обсуждения явилось мнение о продуктивности и важности мероприятий подобного рода. Всем участникам апробации показалось, что как процессуально, так и результативно сопоставление опыта двух направлений подготовки, нацеленных на общий результат обогащает совокупный опыт реализации образовательных программ.

Новый способ формирования ОПОП и распределения дисциплинарной учебно-образовательной нагрузки в схеме соотнесенных с компетенциями модулей дает возможность сконцентрировать усилия в четко очерченном методическом и методологическом направлении и позволяет с большей степенью осознанности осваивать компетентностную парадигму, разворачивая ее в систему знаниево-навычных комплексов, позволяющих решать широкий спектр профессиональных задач.

Принцип соотнесенности образовательных задач с искомым навыком трудовых действий также показался весьма продуктивным в плане формирования целостного образа профессии и оказал положительное влияние как на подготовку, так и на проведение итогового мероприятия, в котором удалось обеспечит целостность требований, целей, задач и их эффективного исполнения.

Наибольшую трудность, при этом составило то, что Профессиональный стандарт педагога и ФГОС по направлению подготовки 44.04.01 Образование и педагогические науки сформулированы в разных функциональных плоскостях и их техническая сводимость требует больших интерпретационных усилий и не гарантирует точности сведения. Кроме того, отсутствие в профессиональном  стандарте большего числа направлений подготовки, включая иностранные языки, не столько оставляет поле для творчества, сколько затрудняет формирование принципиальных задач образования.

В целом было признано, что апробация ОПОП 44.04.01 Образование и педагогические науки, профиль «Педагог среднего общего образования: Инновационные технологии обучения иностранному языку», представленного ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, прошла успешно, искомые результаты получены, цель достигнута.

 

Приложения:

Can_euthanasia_be_legalized

Chapter_15

Chapter_19

Chapter_22

Chapter_38

Chapter_50

CV-Kazantseva_Mariya

Essay essay_CEF

EssayHow has my understanding of English Language Variation

esse

Liza_Interactive_Read-Aloud_Edited_16Dec

LizaP_Teaching_Methods_Lesson_Plan_Ch3_edited_16dec

Lyudmila_Teaching_Methods_Certificate_Lesson_Plan_Template_Ch50_Modified_16Dec

Lyudmila_TeachingCH_50_Methods_Certificate_Lesson_Plan_Template_Ch50_Modified_16Dec

Podlesnova_CV

read-ALOUDLesson_Plan_Template

Saransk

Teaching_Methods_CH_22Lesson_Plan_Template_n

Teaching_Methods_CH17demo_Lesson_Plan_Template_n

Teaching_Methods_CH19_Lesson_Plan_Template

Teaching_Methods_CH38_Lesson_Plan_Template_n_n

Teaching_MethodsCH_3_Certificate_Lesson_Plan_Template_1

zhukova_CV

Жукова

Казанцева

Саранск

эссе