Теории мотивации персонала

Мотивация сотрудников – один из главнейших вопросов глав компаний и служб, в компетенции каких находятся управление и работа с персоналом.

Считается, что основой поведения всегда является именно мотивация, как исключение – деятельность, базирующаяся на безусловных рефлексах. В мотивационном менеджменте мотивация становится системой действий для активации мотивов другого человека, подразумевая создание условий для пробуждения этих мотивов. Получается, мотивирование – создание среды, обогащённой возможностями и стимулами, благодаря чему актуализируются человеческие мотивы.

Существует множество теорий мотивации, и все же, лишь некоторые из них оказали действительно глубокое влияние на теорию организации.

Маслоу и его иерархия потребностей

Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу – теория наиболее влиятельная. Основывается она на приоритетах, соответственно которым потребности должны удовлетворяться – включая первичные и социальные – от низших к высшим. Именно по уровню потребностей человек избирает стиль жизни, а соотвественно – и стиль труда, из-за чего руководитель обязан проявлять внимание к потребностям коллектива и отдельных работников.

Д. Макклеланд и потребности во власти, успехе, аффилиации

Это – еще одна теория мотивации, которая оказала большое влияние на многие научные направления. Среди них оказались и управление и работа с персоналом. Так, Макклеланд акцентировал внимание не на действиях человека, а на его мыслях, выделив категории мотивов – потребности в аффилиации (принадлежности), власти и успехе.

Эта теория вполне может использоваться для улучшения климата в организации, хоть и считается слишком упрощенной и прозрачной.

Герцберг и двухфакторная теория мотивации

Его теория оказала большое влияние на концепцию «развитие организации». Тут положительные эмоции – а значит, и мотивация, связаны с наградой за труд и условиями труда (гигиеническими факторами) и содержанием работы – основной группой мотивационных факторов.

Используя две эти группы, можно избежать неудовлетворенности работой, раздражения и достижения более эффективных результатов работы.

Теория экспектаций

Бихевиористы объясняют ожиданиями производительность труда: так, по их мнению, ожидание вознаграждения может активизировать поведение, придавая ему направленность. Ожиданиями могут быть похвала администрации, желание развития и карьерного роста, получение премии и т.д. И стремление работника к эффективности зависит от того, насколько высоко оцениваются им эти факторы, и как именно он осознает связь между эффективностью своего труда и достижением данных целей.

Макгрегор и его теория Х и У

Макгрегор считал основные постулаты из практики и теории управления отражением взгляда на человека, который характерен для теории Х:

1. От природы, средний человек – ленив и пытается как можно меньше работать.

2. В нем мало честолюбия и любви к ответственности, из-за чего предпочитает руководство извне.

3. Он эгоцентричен от природы, безразличен к организации и ее потребностям.

4. Он противится переменам.

5. Он доверчив и не слишком сообразителен.

Взгляд такой отражен в политике кнута и пряника (угрозы безработицы и денежного вознаграждения), и в современных условиях работы не может быть эффективным.

В теории У заложены иные взгляды на человека:

1. Люди – не пассивны от природы, не противодействуют целям самой организации, а лишь стали такими за время работы в ней.

2. Способность принимать решения, брать ответственность на себя и направлять поведение на достижение рабочих целей – всегда есть в людях, и это не вкладывается управлением. Получается так, что обязанностью управления становится внимательное отношение к таким факторам, как кооперация, текстура и тон коммуникации в компании, помощь в развитии сотрудников.

3. Важной задачей управления является создание условий в организации, в каких люди достигают собственных целей эффективно и сообща, направляя усилия на достижение целей целой организации.

Получается, теории - полярны, и если в первом случае акцент делается на методы внешнего контроля, во втором цели компании воспринимаются как собственные, благодаря чему достигаются оперативно и эффективно.

 

Уважаемые посетители, данные статьи не имеют прямого отношения к деятельности факультета иностранных языков МГУ им. Н. П. Огарёва, носят ознакомительный характер и предоставляются в качестве дополнительного материала от наших информационных партнёров.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *