Промежуточные итоги второго этапа проекта «DIREKT: Развитие трансрегиональной информационной грамотности для непрерывного образования и экономики знаний», проводимого в МГУ им Н. П. Огарёва

Курс английского языка, реализуемый в Мордовском государственном университете им Н. П. Огарёва в рамках проекта «Erasmus+ «DIREKT: Развитие трансрегиональной информационной грамотности для непрерывного образования и экономики знаний», ставит своей целью развитие информационной грамотности студентов, преподавателей и сотрудников современного научно-исследовательского университета и населения региона в целом.

При поддержке европейских экспертов Проекта были созданы учебные модули, содержащие обучающие материалы по стратегиям поиска, оценки переработки и распространения информации. Также в рамках проекта была проведена модернизация существующих модулей по обучению академическому письму на английском языке.

Данные модули были запущены во всех университетах-партнерах Проекта, с учетом особенностей каждого конкретного вуза. Российские партнеры Проекта представлены Национально-исследовательским Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарёва (координатор по РФ), Балтийским Федеральным университетом им. Э. Канта, Дальневосточным Федеральным университетом. Участники проекта из ЕС: Технический университет Дрездена, Университет имени Константина Философа в Нитре (Словакия), а также НКО, обладающие компетенциями в области информационной грамотности, например, The Pyramid Group (Германия) и некоммерческое партнерство «НЭИКОН» (Москва). В Проекте работает большая группа вузов из Казахстана и Китая: Кустанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, Казахский агротехнический университет им. С. Сейфулина, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Пекинский институт технологии, Северо-Западный политехнический университет и Нанкинский университет науки и технологии.

Второй этап проекта, посвященный пилотированию учебных модулей по информационной грамотности, стартовал во втором семестре на базе Института национальной культуры НИ МГУ им Н. П. Огарёва. Проект DIREKT выполняется в рамках программы ERASMUS+, осуществляемой при финансовой поддержке Европейского Союза и продлится в течение трех лет.

В курсе, организованном факультетом иностранных языков НИ МГУ им Н. П. Огарёва, слушателями являются сотрудники Научной библиотеки университета, а также студенты первого и второго курсов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Общее количество участников курса – 12 человек.

Занятия проводятся кандидатом культурологии, доцентом кафедры английского языка для профессиональной коммуникации факультета иностранных языков Михаилом Анатольевичем Рожковым.

«Основной сложностью, с которой мы столкнулись в ходе занятий, является значительная разница в уровне языковой подготовки сотрудников научной библиотеки и студентов. Исходя из этого, нам было необходимо адаптировать часть учебного материала, причем в достаточно сжатые сроки. Однако, если говорить в целом, впечатления от курса очень положительные. Стоит отметить крайне высокую мотивацию слушателей, прекрасную рабочую атмосферу на занятиях», – отмечает Михаил Анатольевич Рожков.

Отзывы слушателей курса:

 Вопрос: Чем, на Ваш взгляд, полезны занятия по английскому языку, проводимые в рамках проекта “DIREKT”?

Заведующий отделом Научная библиотека Елена Марковна Сыромясова:

«Повторение, ознакомление, закрепление  профессиональной лексики, относящейся к темам: библиотечное дело, библиотековедение, библиография, информационная компетентность в современном контексте».

Заведующий сектором Научной библиотеки МГУ им. Н. П. Огарёва Елена Владимировна Сычева:

«Занятия позволяют развивать, улучшать навык владения английским языком; расширить словарный запас, особенно в отношении изучения специальной библиотечной терминологии, организации библиотечной работы, использования информационных технологий в работе научных библиотек и т. д. Кроме того можно познакомиться с особенностями работы библиотек и библиотекарей за рубежом».

Студентка второго курсов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» Ольга Кисурина:

«Занятия помогают с профессиональной точки зрения – свободно ориентироваться в массиве документов на иностранных языках, а также в подготовке к работе с иностранными читателями».

 

Также в рамках второго этапа проходят занятия и со студентами – бакалаврами 2 курса ФИЯ. Занятия по информационной грамотности, т.е. способности студентов правильно сформулировать запрос в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать проходят в рамках курса «Информационные технологии в преподавании ИЯ». Данная программа охватывает всех студентов 201, 202, 203 и 204 группы. Общее количество участников курса – 40 человек.

 

Занятия проводятся кандидатом философских наук, доцентом кафедры английской филологии факультета иностранных языков  Ольгой Сергеевной Сафонкиной.

 

«В настоящее время, поток информации в жизни среднестатистического студента увеличивается с каждым днём. Умение работать с информацией становится особенно важным, когда приходит время писать курсовую работу, учиться писать свои первые статьи и работать над выпускной квалификационной работой.

 Информационная грамотность  —  одна из компетенций, развитие которой предполагают современные образовательные стандарты. Но она не формируется на занятиях информатики. Она формируется постепенно в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам. Получив тему очередного доклада, курсовой работы или статьи студент обычно оказывается один на один с интернетом, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед начинающим исследователем  встаёт вопрос: с чего начать? На наших занятиях, По мере развития информационной грамотности, учащиеся приобретают необходимые знания для успешной работы с информацией.»– отмечает Ольга Сергеевна Сафонкина.